Среда, 18.06.2025, 23:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
...
Эко
Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » 5.1. Основы планирования деятельности предприятия
09:25
5.1. Основы планирования деятельности предприятия
Планирование - важнейшая функция экономического управления Предприятием в рыночной экономике. Оно заключается в определении цепей предприятия на предстоящий период, а также способов их достижения И ресурсного обеспечения.

R условиях рыночной экономики повышается роль внутрифирменного планирования, оно становится важным условием выживаемости предприятия, его экономического роста и процветания. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение ее к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Планированию на уровне торгового предприятия присущи следующие основные функции:

выделение целей предприятия и установление их соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию рыночных процессов;

определение параметров, темпов и пропорций процессов на торговых предприятиях, адекватных рыночной конъюнктуре;

планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общей и частных целей хозяйствующего субъекта.

Характер и содержание плановой деятельности хозяйствующего субъекта определяют принципы планирования. Под принципом планирования понимают основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования. К важнейшим принципам планирования, применяемым в экономике, относятся:

1. Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

2. Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер. Сущность этого принципа состоит в обеспечении сбалансированности работы подразделений предприятия и увязке и координации этапов планирования.

3. Принцип участия означает, что процесс планирования должен при,влекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

4. Принцип непрерывности обусловлен постоянным характером процесса воспроизводства и необходимостью предвидеть перспективы развития предприятия.

5. Принцип гибкости заключается в придании планам и процесс планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

6. Принцип точности подразумевает такую степень конкретизации; детализации планов, какую допускают внешние и внутренние условия детальности фирмы на рынке и уровень достоверности информации, используемой при принятии управленческих решений.
7. Принцип научности означает, что планирование должно осуществляться на научной основе и научно проверенными методами.

На основе принципов планирования сформировались и развиваются в процессе практической деятельности методы тонирования.

Метод планирования - это способ воздействия, определяющий условия деятельности хозяйствующего субъекта для достижения наиболее эффективного результата. Рассмотрим наиболее приемлемые для торговых предприятий методы составления планов.

Балансовый метод представляет собой взаимоувязки и координации процессов производства на разных уровнях управления экономикой. Он является одним из основных в планировании торговли, так как с его помощью выявляются связи между показателями плана торгового предприятия и обеспечиваются оптимальные соотношения между ними.

В планах торговых предприятий должны быть сбалансированы валовой доход, издержки обращения и прибыль, оборот по продаже товаров, товарные запасы и поступление товаров, объем товарооборота и оборотные средства и т. д.

Метод технико-экономических расчетов, или нормативный, состоит в том, что при расчете определенных показателей плана используются различные нормативы.

Для обоснования показателей плана торговых предприятий используют различные нормы и нормативы:

при планировании розничного товарооборота - нормативы товарных запасов и товарооборачиваемости;

при составлении плана по труду - нормы выработки продавцов, нормативы численности отдельных категорий работников, ставки заработной платы и т. п.

при расчете расходов по отдельным статьям издержек обращения -тарифы на перевозку грузов, за пользование тепловой и электрической энергией, ставки арендной платы, нормы естественной убыли, процентные сижки за банковский кредит;

при планировании финансовых показателей - торговые надбавки, Нормативы отчислений в бюджет и в фонды социального страхования, Нормативы оборотных средств, и т. п.

В последние годы широкое распространение получил программно-целевой метод. Сущность его состоит в увязке целей плана социально-экономического развития с комплексом экономических и организационно-технических мероприятий и необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, обеспечивающими их достижение. Применение этого метода находит свое отражение в разработке комплексных прочим м.
Экономико-математические методы применяются для решения задач, в которых требуется составить на различных уровнях управления конкретный план производства, схемы перевозок и товароснабжения, балансы, наконец, собрать и обработать оптимальный вариант плана. Использование этих методов обеспечивает точность плановых расчетов, позволяет аргументированно выбирать оптимальный вариант плана из множества альтернатив, количественно оценивать степень воздействия факторов на любой плановый показатель.

Особенностями планирования в рыночной экономике является то, что предприятия самостоятельно планируют свою деятельность. Они свободны в вопросах определения объема и структуры плана, в установлении цен на продукцию, им не утверждаются сроки разработки плановых документов.

Система планов торгового предприятия, действующего в конкурентной среде, включает следующие виды планов, дифференцируемые в зависимости от определенных критериев на следующие группы:

по уровню управления: планы в целом по предприятию (общефирменные), планы структурных подразделений (филиалов, секций, отделов), планы работы функциональных служб торговых фирм (отделов);

по степени важности поставленных целей: стратегические, тактические, инвестиционные и бизнес-планы;

по длительности планового периода: долгосрочные, среднесрочные, текущие и оперативные планы.

В долгосрочном плане формулируются главные, приоритетные цели торгового предприятия, задачи по их реализации с дифференциацией по временным периодам и направлениям деятельности.

Среднесрочные планы (на два года и более) отражают пути реализации отдельных самостоятельных проблем общей долгосрочной стратегии предприятия и отличаются большей степенью детализации.

В текущих планах подробно определяются все направления деятельности предприятия и его подразделений на очередной (текущий) финансовый год.

Оперативные планы детализируют и уточняют решение конкретных вопросов в процессе торговой деятельности на краткий период времен * (месяц декада, неделя). *'

Особую значимость в современных рыночных условиях хозяйствования приобретает стратегическое планирование, которое представляет с* бой предвидение будущего положения предприятия, прогнозирование е места в рыночной среде, а также определение основных путей и среда для достижения этого состояния. Оно осуществляется на пять и более лет определяет общую стратегию развития предприятия.
Основная цель тактического планирования — это максимальная конкретизация перспективной концепции предприятия путем определения методов и форм ее реализации. Оно охватывает годовой и внутригодовые периоды и представляет собой совокупность планов по видам деятельности и по структурным подразделениям.

Инвестиционные планы определяют наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость, строительство новых предприятий, реконструкцию действующих объектов и т. п.

Бизнес-тан — это концепция создания нового предприятия или освоения нового вида деятельности с целью успешного выхода на рынок.

Просмотров: 3312 | Добавил: d1ma | Теги: Основы планирования деятельности пр | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2025