Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию развития фирмы в условиях рыночной экономики. Он представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия на определенном рынке. Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов, партнеров и основного персонала фирмы.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, основными из которых являются следующие:
• обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
• расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь, объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
• определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
• подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой фирмы и сферы ее деятельности. В общем случае бизнес-план содержит следующие разделы: 1. Резюме 2. Описание продукции (услуг) 3. Оценка рынка сбыта 4. Конкуренция на рынке 5. Стратегия маркетинга 6. План производства продукции 7. Организационный план 8. Юридический план
9. Оценка рисков и страхование
10. Финансовый план
Резюме включает основные положения идей и выводы бизнес-плана, особенно целевого назначения. Резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег. Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана.
В разделе «Описание продукции (услуг)» должно быть представлено конкретное описание нового товара. Указываются отличительные качества нового товара от товара, уже существующего на рынке. Должны быть представлены тенденции развития данного товара (жизненный цикл), определен уровень его защиты (лицензии, авторские права, патенты).
В разделе «Оценка рынка сбыта» анализируют текущую ситуацию и тенденции развития отрасли, описывают рынок сбыта, выявляют потребителей и потенциальных конкурентов. Следует описать, как предприятие определяет своих основных покупателей (их этнический состав, возрастные группы, пол и т. д.), определить, будет ли рост рынка означать, что предприятию потребуется дополнительный капитал, и в случае положительного ответа рассчитать, каков будет его размер и когда этот капитал понадобится.
Другой значительной частью бизнес-плана является «Оценка конкурентов». Оценивая конкурентов, необходимо проанализировать количество фирм-конкурентов и место их расположения, указать крупнейшего продавца аналогичной продукции. Также определить объем продаж конкурирующих фирм, основные характеристики их продукции, уровень качества, дизайн, сервис. Определяют сильные и слабые стороны конкурента. Указывают, как предприятие планирует увеличить свою долю рынка и какими преимуществами хочет воспользоваться.
В разделе «Стратегия маркетинга» необходимо описать то, как предприятие будет сообщать о продукции и комплексе услуг, на каком уровне будет продаваться продукция? Будет ли оно использовать радио», телевидение. Также предприятие может использовать маркетинг с помощью средств телекоммуникаций или внешних торговых представителей воспользоваться услугами агентства по связям с общественностью. Час для рекламы рассылают брошюры и рекламные листки. Следует обя тельно обратить внимание инвесторов на то, каким образом будет реализс вываться продукция предприятия. Каждый вариант необходимо подроби рассмотреть и раскрыть его плюсы и минусы, дополнительно можно рас считать экономический эффект от вариантов распространения продукции. Главная задача при составления «Плана производства» - суметь доказать потенциальным партнерам или инвесторам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров или услуг в нужные сроки и с требуемым качеством. В разделе необходимо раскрыть содержание производственного процесса, дать характеристику и представить расчет потребности в станках, машинах и оборудовании, планировку рабочих мест и производственных подразделений, расчет потребности в производственных площадях и помещениях, определить потребность в сырье и материалах, указать поставщиков.
«Организационный план - следующий раздел бизнес-плана, в котором определяется форма собственности предприятия, представляются сведения о его организационно-правовой форме, о партнерах, приводятся расчет численности работающих и фонда оплаты труда, структура управления, меры ответственности и заинтересованности работников в результатах труда.
В разделе «Юридический план» рассматриваются юридические аспекты осуществления проекта, уставные документы, учредительный договор, права и обязанности собственников, учредителей, работников.
В разделе «Оценка рисков и страхование» рассматриваются риски, с которыми может столкнуться фирма при организации производства, и сбыта товаров. Риски классифицируются по признакам: политические, юридические, технические, производственные, социально-психологические, маркетинговые и финансовые.
В «Финансовом плане» дается расчет затрат, доходности, точки безубыточности, определяются цены на продукцию, денежные потоки, платежный баланс, обоснование необходимой суммы первоначального капитала и планируемых источников его образования.
С развитием рынка в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже с 1994-1995 гг. их применение было признано обязательным. Бизнес-планирование является основой рыночной деятельности любого торгового предприятия.
|