Розничный товарооборот — один из основных показателей деятельности торгового предприятия, который представляет собой выраженный в денежной форме объем продажи товаров населению.
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям, завершая процесс их обращения и переход в сферу потребления.
В условиях рыночной экономики, когда главной целью предприятия является получение максимальной прибыли, розничный товарооборот выступает как основной фактор достижения этой цели.
В социально-экономическом аспекте розничный товарооборот - показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень его жизни.
В соответствии с инструкцией Госкомстата Российской Федерации в состав розничного товарооборота включается:
1) Стоимость проданных населению потребительских товаров:
а) за наличный расчет;
б) по кредитным карточкам;
в) по расчетным банковским чекам;
г) по перечислению со счетов вкладчиков.
2) Стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичном расчету.
3) Стоимость товаров, проданных в кредит.
4) Стоимость товаров, сданных на комиссию.
5) Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования
6) Полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. 7) Стоимость проданных по подписке печатных изданий.
8) Стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товаров.
9) Стоимость проданной порожней тары.
Не включается в состав розничного товарооборота:
1. Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения; продовольственных товаров - юридическим лицам, их обособленным подразделениям, не относящимся к организациям социального назначения.
2. Выдача рабочим и служащим товаров в погашение зарплаты.
3. Стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар.
4. Отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения).
5. Стоимость товаров, числящихся на балансе предприятия торговли и использованных на его внутрихозяйственные нужды.
6. Продажа в предприятиях торговли проездных билетов, талонов на нее виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.
7. Продажа населению почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками, телефонных карточек отделениями связи.
8. Стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т. п.
Розничный товарооборот характеризуется объемом и структурой.
Объем розничного товарооборот - это сумма выручки торгового предприятия, полученная за определенный период времени в фактических ценах.
Структура розничного товарооборота (ассортиментный состав) — по процентное соотношение продажи отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
К показателям розничного товарооборота относятся: объем реализации товаров в периоде - Р; запасы товаров на начало и конец периода - Зн, Зк; объем поступления товаров в периоде - П;
выбытие товаров из-за естественной убыли и других причин - В.
Между отдельными показателями розничного товарооборота существует связь, которая выражается балансовой формулой товарооборота:
Зц + П = Р + В + Зк
Эта формула позволяет определить любой из показателей, если известны все остальные.
|