Так как товарооборот - один из основных показателей работы торгового предприятия, большое значение имеет его анализ и планирование. Анализ товарооборота проводят в конце отчетного периода, для того чтобы при составлении плана на следующий плановый период учесть его результаты.
Анализ розничного товарооборота проводят по общему объему и ассортименту.
Анализ по общему объему включает установление степени выполнения плана товарооборота в отчетном периоде и динамики его развития по отношению к предыдущему периоду, поквартальный и помесячный анализ. Такой анализ позволяет установить равномерность выполнения плана в течение периода, ритмичность работы с поставщиками и выявить закономерности в развитии товарооборота. При этом % выполнения плана товарооборота (%Т) определяется по формуле:
%Т=Тф/Тпл *100%
где ТФ - фактический товарооборот, руб.;
Тпл - плановый товарооборот, руб.
При отсутствии фактических данных за весь год определяют ожидаемый товарооборот (Тож) по формуле:
Тож = Тф за 9 мес. + Тож 4кв (руб.)
Тогда % выполнения плана товарооборота определяют по формуле: %Т
%Т=Тож/Тпл * 100 %
Динамика товарооборота (Тт) - это темп его изменения по отношению к предыдущему периоду, который определяется по формуле:
Тт = Тпг /Тпр г *100%
где Тпг, - товарооборот последующего года, руб.;
Тпр г. - товарооборот предыдущего года, руб.
В условиях инфляции анализ товарооборота следует проводить как фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. ценах базисного период'
Пересчет фактического товарооборота в сопоставимые цены (Тсц) производится по формуле:
Тсц. = Тфакт/ Jц (руб),
где Jц - индекс цен.
Анализ товарооборота по ассортиментной структуре позволяет выявить выполнение плана продаж по отдельным товарным группам, а также степень удовлетворения потребностей населения. При этом определяется удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота по плану и фактически и его изменение, которое говорит об изменении характера спроса населения.
|