Основная цель деятельности оптового предприятия, как и любого, работающего в условиях рыночной экономики, получение прибыли. Поэтом главной целью анализа оборота оптовой торговли является оценка его развития с позиции получения необходимой прибыли.
Анализ оптового товарооборота включает:
1) анализ выполнения плана оптового товарооборота по общему объему и ассортименту;
2) анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
3) анализ выполнения плана поступления и закупок товаров.
На 1 этапе определяется степень выполнения плана оптового товарооборота в целом по предприятию и по отдельным товарным группам; динамика оптового товарооборота за ряд лет; производится анализ товарооборота по его видам и направлениям реализации (продажа розничным предприятиям, промышленным предприятиям, оптовым предприятиям, на экспорт, другим покупателям).
На 2 этапе проверяют обеспеченность предприятий товарными запасами; устанавливают наличие неходовых, залежалых товаров; размеры сверхнормативных запасов, причины их образования.
Основными причинами недостатка товарных запасов могут быть несвоевременное поступление товаров от поставщиков, несвоевременная оплата товаров оптовыми покупателями, недостаток собственных оборотных средств и т. п. Излишек товарных запасов может быть вызван несоответствием ассортимента и качества товаров спросу оптовых потребителей, нарушением сроков поступления товаров на оптовое предприятие и т. д.
На 3 этапе анализируют выполнение плана поступления и закупок товаров в целом по предприятию, по товарным группам и по источникам поступления (от предприятий-изготовителей, от других оптовых предприятий, по импорту, из других источников).
Анализ поступления товаров на оптовые предприятия, как и в розничной торговле, завершается составлением баланса оборота и комплексной оценкой всех его показателей. Кроме того, оценивают интенсивный и экстенсивный пути развития оборота.
|