Задачей анализа валового дохода торгового предприятия является выявление резервов его роста при улучшении качества обслуживания покупателей.
Валовой доход анализируют по сумме и по уровню.
При анализе суммы валового дохода определяют процент выполнения плана валового дохода (% ВД) и темп его изменения по отношению к предыдущему периоду (Твд) по формулам:
%ВД = ВДф / ВДпл * 100% Твд = ВДпосл / ВД перед * 100%
где ВДФ - фактическая сумма валового дохода, руб.;
ВДпл - плановая сумма валового дохода, руб.;
ВДпосл - сумма валового дохода последующего года, руб.;
ВД перед. ~ сумма валового дохода предыдущего года, руб.
При анализе уровня валового дохода определяют размер и темп его изменения по формулам:
Увд= Увдф- Увд пл (%),
Туад = Увд/ Увд пл *100%
где Увд - размер изменения уровня валового дохода;
Тувд - темп изменения уровня валового дохода;
Увдф - фактический уровень валового дохода, %;
Увд пл - плановый уровень валового дохода, %.
Затем определяют факторы, оказавшие влияние на изменение суммы и уровня валового дохода.
Основными факторами, влияющими на валовой доход, являются:
а) Объем товарооборота. При повышении товарооборота растет сумма торговых надбавок, а значит валовой доход.
б) Структура товарооборота. Так как торговые надбавки различны по отдельным товарам, то повышение в товарообороте удельного веса товаров с высокими торговыми надбавками ведет к росту валового дохода и наоборот.
в) Размер торговых надбавок. В условиях рыночной экономики торговые предприятия самостоятельно устанавливают торговые надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить цены на конкурентоспособном уровне.
Результаты анализа доходов предприятия являются основой для разработки мер, направленных на повышение доходности, и для экономического обоснования суммы и уровня доходов на планируемый период.
|